Компания Toyota сегодня занимается выпуском совершенно разной продукции, начиная от автомобилей и роботов, и заканчивая строительством элитных коттеджей. Это многогранная компания, известная тем, что является крупнейшим автопроизводителем в мире. Из недр Toyota вышли различные концепции менеджмента, которые впоследствии сумели завоевать популярность во всем мире (например, система поставок «точно в срок» и кайдзен). В общем, наверное, все вы знаете об этой компании. Она была главным двигателем японской промышленности в XX веке. И о ней мы сегодня поговорим.
Как все начиналось?
История Toyota началась с мечты Сакиши Тойода. Родившийся в 1867 году в семье плотника, Сакиши всегда мечтал стать изобретателем. Он был старшим ребенком в семье, и по японской традиции должен был унаследовать профессию отца. К счастью, уже тогда традиции начали несколько слабеть, а потому молодой Сакиши смог надеяться на осуществление своей мечты. Областью деятельности Тойоды стали ткацкие станки. Уже с 1890 года он погрузится в эту отрасль, и отдаст ей все последующие годы.
Профильного образования у Сакиши не было. Обучался он на практике. В 1894 году на свет появился Кииширо Тойода. Спустя 20 лет он поможет своему отцу разработать автоматический ткацкой станок, который послужит основой для новой компании семьи Тойода - Toyoda Automatic Loom Works. Это будет начало.
В 1930 году Сакиши Тойода умирает. Руководство компанией переходит к Кииширо. Легенда гласит, что последней мечтой Сакиши было заняться автомобильной промышленностью. В некоторых источниках даже утверждается, что он отдал последнее распоряжение сыну – основать свою автомобильную компанию. Сложно сказать, было так на самом деле или нет. Да это уже и не важно. Факт в том, что патент на автоматизированный ткацкой станок, изобретенный отцом и сыном Тойода был продан английской компании Platt Brothers & Со. Ltd. Сумма сделки составила 100 тысяч фунтов стерлингов. Эти деньги были вложены Кииширо в новое подразделение компании, целью которого было создание своего собственного автомобиля.
Впрочем, пока Toyota не будет заниматься производством собственного автомобиля с нуля. История компании начинается с копирования удачных образцов американских автомобилей. И в этом нет ничего удивительного, так как копирование является неотъемлемой чертой японской культуры. Сначала нужно копировать что-то хорошее, пока не достигнешь в этом совершенства. И только после этого можно будет приступить к созданию чего-то своего.
Надо отметить, что копировать было очень непросто. Долгое время у инженеров Toyoda Automatic Loom Works не получалось сделать ту или иную работу. Но в итоге в 1936 году на свет появился автомобиль Toyoda AA, который являлся практически точной копией американского Chrysler Airflow. В этом же году на свет появился логотип компании, и был разработан второй автомобиль – грузовик, который почти сразу же стал экспортироваться в Северный Китай.
Надо отметить, что уже на этом этапе в компании придерживались некоторых инновационных принципов в производстве. Так, еще ткацкая компания семьи Тойода работала по принципу, что в случае каких-то проблем у одного работника останавливалось все производство. Это приводило к тому, что в готовой продукции минимизировалась вероятность возникновения брака. Подобная практика с успехом была применена и в разработке автомобилей.
В 1937 году Кииширо Тойода решает выделить автомобильное подразделение в отдельную компанию, которая получит имя Toyota Motor Company. Сразу же видно, что в этом названии в слове Toyota буква d была заменена на t. Почему? Опять же, есть легенда, которая рассказывает об этом. При написании слова Toyoda иероглиф d не так-то просто выводить. Нужно было сделать 9 взмахов кисточкой, а это число в Японии считается несчастливым. Кииширо оказался суеверным человеком, и решил, что лучше будет, если у названия не будет никаких моментов, способных негативно повлиять на продажи, и решил заменить иероглиф d на t, который требовал всего 8 взмахов. А это уже счастливое число для Японии. Нам эта история может показаться абсурдной. Все дело в культурных различиях. В конце концов, мы вряд ли можем понять, почему сотрудники Toyota долгое время с удовольствием пели (и поют) гимн своей компании, почему некоторые из них работают в компании всю жизнь (это вообще черты японской культуры).
Таким образом, появилась на свет компания Toyota, занимающаяся выпуском автомобилей. В том же году ей повезло. Последовал правительственный заказ на 3000 грузовиков. Это позволило компании обзавестись наличностью для последующих исследований. В Toyota не собирались вечно заниматься копированием западных автомобилей.
Экспансия на мировой рынок
В 1938 году в городе Кором появляется первый завод компании Toyota, который был целиком и полностью ориентирован на производство автомобилей. Надо сказать, что построен он был все на те же деньги правительства, которые были получены компанией, благодаря большому заказу грузовиков. Сегодня город Коромо уже переименован в Тойота. В честь компании.
Тем временем дальнейшая стратегия компании заключалась в выкупе и основании компаний, которые занимались выпуском деталей для автомобилей на всем цикле производства. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы обезопасить себя в случае проблем поставок. К тому времени в Toyota начинает развиваться система поставок «точно в срок». Данная система поставок позволяла доставлять детали на склад точно под производство автомобиля, благодаря чему не образовывались огромные залежи деталей.
Впрочем, реально качество автомобилей стало расти только в начале 1950-х годов, когда компания начинает разрабатывать свои собственные автомобили (в той или иной степени). К этому времени была основана отдельная компания Toyota Motor Sales Co., Ltd, которая должна была заниматься исключительно сбытом.
Итак, 50-60-е годы становятся тем временем, когда на заводах Toyota проходит серьезная модернизация. В это время в компании внедряются принципы кайдзен. Само слово является составным, и включает в себя два других – «кай» (перемена) и «дзен» (мудрость). В целом, кайдзен является в некотором смысле философией, рассчитанной на постоянные постепенные улучшения. Все время, незаметно, медленно, совершенствуясь каждую минуту. Т.е. в основе кайдзен лежит принцип постоянного совершенствования. К началу 60-х годов данная концепция уже была внедрена на заводах Toyota.
В 1951 году Toyota внедряет еще одну управленческую новацию – вводит систему предложения идей. Суть заключалась в том, что любой сотрудник мог предложить свою идею по усовершенствованию любого процесса происходящего в компании. Если идея была внедрена, то сотрудник получал денежную премию. Все эти новации кажутся сегодня нам нормой жизни. Но это только середина XX века. Тогда все, что предпринимала Toyota, было новацией. Все это потом было скопировано западными компаниями.
К концу 50-х годов, а именно в 57 году в США открывается Toyota Motor Sales USA. Начинаются поставки автомобилей Toyota в США. Первый блин, правда, получился комом. Продажи были крайне низкими, да и машины плохо соответствовали американским условиям. Все дело в том, что первый предназначенный для экспорта автомобиль – Toyota Crown совсем не соответствовал представлениям американцев о хорошем автомобиле. Уже скоро компания запускает 6-летнюю программу реформ, результатом которой стала модернизация новых моделей автомобилей.
Настоящий рывок в плане экспорта автомобилей Toyota испытала в 1973 году, когда мир испытал нефтяной кризис. Для Toyota данный кризис оказался положительным, так как компания смогла популяризировать в США свои экономичные автомобили. Ну а в 1982 году совместно с компанией General Motors Toyota построит первый завод на территории США. И он будет работать не менее эффективно, чем и другие заводы компании, расположенные на территории Японии. В конце 80-х годов на рынке США появится новая марка – Lexus. Это роскошный автомобиль от компании Toyota, который очень быстро потеснит на рынке таких гигантов, как Cadillaс и Mercedes.
Сегодня Toyota является крупнейшим производителем автомобилей в мире. Но главное в том, что компания по-прежнему верна принципу кайдзен, и продолжает совершенствоваться. Сегодня она намерена покорить новую для себя отрасль – робототехнику.
Роботы-партнеры от Toyota
Бывший CEO Toyota недавно обмолвился, что в ближайшие лет 10 робототехника станет основным бизнесом для компании. Для крупнейшего производителя автомобилей! Шутка ли? Похоже, что нет.
Сегодня главной разработкой Toyota в области робототехники являются так называемые роботы-партнеры. Роботы-партнеры родились в ходе сотрудничества Toyota с рядом других компаний и Технологическим университетом Токио. В рамках данного проекта уже представлено порядка 10 роботов.
Изначально японцы думали создать таких роботов, которые будут полезны им на заводах по производству автомобилей. Для этого при разработке учитывались такие аспекты, как хорошая физика, гибкость, интеллект и ловкость. Все эти условия отлично выполняются «партнерами» Toyota, один из которых сорвал бурю оваций в прошлом декабре, когда на презентации играл на скрипке. Что же, возможно, что уже скоро мы увидим нового Паганини. В железном обличье. Не так уж и плохо. По крайней мере, он уже не сможет продать душу дьяволу.
Идея создать роботов, которые смогут заменить человека на производстве, пока еще не реализована компанией. В настоящее время существуют лишь концепты, которые Toyota показывает на различных выставках. И самый заметный из них – это робот-скрипач. Его полезность, конечно же, сомнительна. Однако, вполне вероятно, что скрипач сделан японцами исключительно в рекламных целях. Ведь, он заставляет о себе говорить, а разве не это главное на данном этапе?
Естественно, в Toyota не намерены ограничиваться только на внедрении роботов на производстве. Есть еще один немаловажный момент, заставивший автомобильную компанию номер 1 обратить свое внимание на робототехнику – в Японии последние годы наблюдается серьезный спад рождаемости, а значит, в перспективе велика вероятность, что в стране просто напросто будет не хватать рабочей силы, и людей, способных ухаживать за пенсионерами. Решить эти две проблемы в какой-то мере и должны роботы-партнеры компании.
В Toyota верят, что их роботы в ближайшие десятилетия будут внедрены в самые разные области человеческой деятельности, среди которых:
- обслуживание пожилых граждан;
- производство;
- сфера услуг, где роботы выступают в качестве продавцов, грузчиков и так далее;
- медицина;
- помощь инвалидам;
- роль «няньки»;
Собственно, на данный момент, компания представила всего нескольких «партнеров», среди которых достаточно интересен робот в форме коляски для инвалидов. Многие японские обозреватели сразу же после презентации Mobility Robot начали петь ему дифирамбы. В целом, нельзя сказать, что он является какой-то революцией, но определенно впечатляет. Да и практическая польза подобной «машины» вполне очевидна.
Итак, на сегодняшний день у компании Toyota есть несколько моделей роботов, которые уже удивили общественность своими возможностями, в частности, игрой на таком сложном музыкальном инструменте, как скрипка. Кроме того, в компании выдают массу обещаний на будущее. И в них хочется верить. Сейчас Toyota представила самых реальных роботов, которые действительно могут помочь в повседневной жизни человеку. Будем надеяться, что компания не остановится на достигнутом.